Оцените данный материал


Пожалуйста, оцените данный материал. Нам очень важно ваше мнение.
Голосование Форма для голосования:
Проголосовало: 19
Средний рейтинг материала: 4.8
Работа с особенными детьми. Записки педагога «Школы Жизни». - Наши статьи - Каталог статей - Домик детства
Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 21.02.2019, 05:39

Школа волонтера
Анкета слушателя
Пособие волонтера
Анкета слушателя
Категории раздела
Наши статьи [33]
Важное
Главное меню
Задайте вопрос!
300
Кто в домике живет

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Наши статьи

Работа с особенными детьми. Записки педагога «Школы Жизни».
Записки педагога «Школы Жизни» – школы для детей с особенными потребностями.

В нашу Школу попадают дети, сложность заболеваний которых в значительной степени лишает их нормального (в общепринятом понимании) общения из-за отсутствия стандартного контакта с внешним миром. Дети находятся в семье, зачастую не только не выходя на улицу, во двор, но и не покидая своего «угла». Ограничения речи (вплоть до полного ее отсутствия), неадекватность реакции на внешние раздражения, потеря обратной связи и т. д. – все это превращает ребенка в существо с осложнениями контактов с внешним миром, спектр которых: от затрудненных восприятия и общения до полного их отсутствия («живое растение»).
Весьма важно построение отношений с детьми буквально с первых секунд знакомства. Будучи наделенными повышенным, а порою и абсолютным чувством ощущения чужой неискренности и полным неприятием этого недостатка в собеседнике, дети должны чувствовать полную открытость преподавателя по отношению к ним и испытывать к нему полное доверие. «Должны» – это не значит, что доверие возникает сразу и со всеми. В течение времени, более или менее длительного, дети «испытывают» преподавателя, привыкают к нему, определяют «степени свободы» своего поведения с ним. Это самый ответственный период (он длится от одной-двух недель до двух-трех месяцев, как показывает наш опыт) в процессе обучения, и преподаватель здесь не имеет права на ошибку. Если ребенок «закроется», преподавателю в дальнейшем уже нечего будет с ним делать; на восстановление потерянного доверия уходит неизмеримо больше времени, чем на его первоначальное завоевание.

Трудно перечислить все необходимое для достижения душевной близости с ребенком. Если одним словом, то необходимо уже заранее, до знакомства любить его. Здесь есть нечто родственное чувству любви к ожидаемому, но еще не родившемуся младенцу. Сказав это, можно считать, что объяснено все и, вместе с тем – ничего. Поэтому, думается, стоит еще и самым приземленным образом назвать некоторые из вещей, нужных для понимания этой задачи.
В первую очередь, у преподавателя должна полностью отсутствовать какая бы то ни было демонстрация «превосходства взрослого». Этого превосходства ребенок волей-неволей уже всласть насмотрелся за свою жизнь. Перед ним должен возникнуть образ старшего товарища, близкого ему по духу, по интересам (несмотря на разницу в возрасте и во многом другом), знающего и умеющего неизмеримо больше него, но всегда готового всему научить, все рассказать, а также с охотой и удовольствием выслушать и научиться тому, что ребенок сам знает и умеет. Нужно уметь слушать, даже если ребенок не умеет говорить.

Преподаватель должен как бы «забыть», что перед ним пока еще маленький собеседник. Ребенок растет в собственных глазах, когда с ним говорят как со взрослым (и ни в коем случае – не с больным!) человеком. Не нужно бояться употребления «взрослых» тем и терминов в разговоре. Однако необходимо при этом построить разговор так, чтобы ребенок понял все, что ему рассказано, и ни одно слово не осталось непонятным.
Чувства уверенности и защищенности должны сопутствовать общению ученика с преподавателем.
Постепенно школа становится такой же близкой для ребенка, как и родной дом.

Пример. Леночка К., пяти лет, попала в больницу в бессознательном состоянии. Очнувшись, она кричала не «Хочу домой!», а «В школу! В школу!». В другой раз она же, находясь дома с повышенной температурой, неудержимо рвалась к нам на занятия. Родители решились привезти больного ребенка на машине к шестнадцати часам – времени начала третьей смены, когда Леночка обычно начинает заниматься. После первого урока температура у девочки стала падать, после второго снизилась еще. А к концу занятий, к восемнадцати часам, девочку повезли домой уже с нормальной температурой, усталую, но счастливую.

Пример. Петя Д. (болезнь Дауна), обреченный по медицинским показаниям на отсутствие реакции на движущиеся предметы (до восьмилетнего возраста он не мог взять в руки катящийся мячик), не различавший изображений на листе бумаги (не отличал круга от треугольника), имел «согнутую» осанку, «обезьянью» походку, через пять с половиной месяцев занятий впервые остановил рукой катящийся мяч, а сейчас играет с преподавателями двумя мячами, ловя катящиеся одновременно в разные стороны мячи обеими руками, причем один из них в момент захвата он не видит, следя за другим. Траектория мяча на конечном этапе «просчитывается» им вслепую. И совсем недавно он стал ловить «влет» мяч, брошенный через весь класс. Бывшая до того тяжелейшей, совершенно невыполнимой задачей игра в мяч стала теперь его любимым занятием. Этого мы достигли, занимаясь мячами сразу после пения и дирижирования под запись «Аве Марии» Баха-Гуно в исполнении ансамбля скрипачей. Зачастую в середине урока во время пения и дирижирования на какое-то время с его лица исчезает характерная «маска» болезни. Используя эти моменты, мы подошли и к регулярному рассматриванию репродукций мастеров живописи. Сейчас он не только комментирует изображения, но и находит среди полутора десятка репродукций показанную ему ранее в другом издании картинку, а пока ищет ее, указывает сходные сюжеты на других репродукциях. При этом задача отыскания круга и треугольника и теперь представляет для него известное затруднение. Поучительно, не так ли? На кой ляд, извините, они ему дались, если колесо машины, лопатку и елку он находит на картинке без затруднений. И наконец, Петя имеет сейчас совершенно прямую осанку, которую он приобрел на специальных музыкальных занятиях А. И. Бороздина. Но об этом разговор особый.

Очень важен в тактике ведения урока следующий прием: использование выявленной преподавателем главной, капитальной черты характера ребенка – доброты, смешливости, упрямства, «игры на публику», артистизма и т. д.

Пример. Сережа К., которому было необходимо разрабатывать левую, нерабочую руку, должен был, выполняя поставленную преподавателем игровую задачу, ловить левой рукой брошенную ему резиновую игрушку или останавливать катящийся по столу мячик и отправлять его обратно. При сниженном интеллекте ребенка ему было трудно, а практически невозможно, объяснить, что необходимо работать левой, неудобной рукой, а не удобной и здоровой правой. Но Сережа был смешлив, очень любит шутку и, дав ему понять, что «очень смешно» играть в мячик, держа правую руку в кармане (преподаватель, конечно же, тоже прятал правую руку в карман), учитель достиг того, что Сережа без возражений и с удовольствием стал играть левой рукой.

Пример. Петя Д. вдруг «устал», сознательно «отключился» в момент получения задания: отыскать некоторые детали пейзажа на репродукции. Вопреки сложившемуся мнению, мы считаем, что нельзя потакать резко изменившемуся настроению, капризу ребенка, даже если у него болезнь Дауна. Но нельзя и резко настаивать на выполнении задания. Однако необходимо обязательно закончить начатое дело и аккуратно перейти к другому. А Петя уже и от стола отошел, и вознамерился приступить к решению каких-то своих проблем. Преподаватель стал спокойно рассматривать репродукции в одиночестве, а потом вдруг неожиданно обратился к необычайной доброте ребенка: «Петя, помоги мне, пожалуйста. Я никак не могу найти луну». А не помочь человеку Петя не может. Он так устроен. Петя подходит и, искоса глянув в альбом, тычет пальцем в светлое пятно за тучей: «Вот луна!». Задание – для него весьма непростое – выполнено. Общая радость: дело сделано! И урок продолжается...

Материал подготовила Оксана Rems

Категория: Наши статьи | Добавил: nastya85 (15.06.2010)
Просмотров: 2871 | Рейтинг: 4.8/19
Всего комментариев: 0
avatar
Поддержать "Домик"
Платежи с карт
Наши подопечные
Группы в соцсетях
Погода
Яндекс.Погода
Поиск
Наш опрос
Какая форма участия в работе организации Вам интересна?
Всего ответов: 413

Домик детства © 2019
Rambler's Top100